Гидрометцентр России

Найти: на сайте  на Яндексе

 



ИСТОРИЯ ПОСЕЛКА

Введение
…В суровое военное время, в грозный 1942 год, когда шли бои за Сталинград, было принято решение о проектировании конечного звена Южно-Сибирской магистрали. Магистраль, берущая начало в Хакасии, должна была пройти через горы и равнины, плодородные степи и обширные пастбища, через места залегания полезных ископаемых, пересечь малодоступный район Восточных Саян.
До революции об этих местах писали:
«Глухая тайга с массой поваленных ветром стволов, с травами выше человеческого роста, без топора летом и осенью непроходима. Нет ни дороги, ни даже троп. Колебания отметок поверхности так причудливы и резки, что прокладка дороги согласно техническим условиям невозможна».
То, что казалось невозможным для царской России, стало достижимым для России советской. Работы велись по нескольким вариантам. Нижнеудинское направление было поручено исследовать талантливому, опытному инженеру-изыскателю А.М. Кошурникову. Трасса началась с тропинки - с той тропинки, которую прокладывали А. Кошурников, А. Журавлёв и К. Стофато. Они погибли, не доведя свою тропинку до дороги, а чертёжную линию до конечной точки, так они и оборвались: тропинка у суровой и сумасшедшей реки Казыр, а линия на полпути, посреди бумажного листа. Казалось, тропинка с тех пор должна бы зарасти, а линия потерять свои очертания, но тот путь, по которому они прошли был назван «трассой мужества», а спустя несколько лет стальной нитью протянулась по Хакасии и малодоступным глухим участкам Восточных Саян важная артерия транспортного хозяйства страны легендарная трасса Абакан-Тайшет.
Первые строители лопатами расчищали снег для первых метров дороги. Трудно было представить, что эти метры будут продолжаться 647 километров. Они, первые, стоящие у самых истоков дороги, ещё не видели рек, которые одна за другой, как злые силы в сказках, встают на их пути, ещё мало знали о скалах, которые надо будет пробить. Всё это знали проектировщики, а они самые первые, ещё не ведая всего, что им предстояло испытать, пошли навстречу трудностям. Были и реки, были и скалы, но из первых метров выросли десятки, сотни, потом километры, а они всё шли, шли друг за другом - путейцы, мостостроители, тоннельщики, механизаторы у каждого было своё место, у каждого своя ноша.
Стройка стала замечательной школой жизни. На Южсибе выросли замечательные бригадиры А. Светкин и И. Мариненков, отличные экскаваторщики П. Алпеев, В. Наседкин и многие сотни других. Опытными командирами производства стали В. Гладский, М. Бороданов, О. Шапошник и другие.
Гигантская работа была проделана людьми при строительстве уникальных тоннелей и виадука, многочисленных искусственных сооружений и земляного в горных условиях. Сейчас многочисленные пассажиры из регулярно курсирующих поездов, любуются из окон вагона красотами величественных Саян и не представляют, как труден был этот путь.
За успехи, достигнутые при строительстве железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет было награждено орденами и медалями Советского союза 745 человек, а пяти строителям присвоено звание Героя Социалистического Труда. Кошурников А. М. Посмертно был награждён Орденом Ленина, а А.Д. Журавлёв и К. А. Стофато-орденами Трудового Красного Знамени.

Через тернии к звёздам

…Кошурниково. Большой современный благоустроенный посёлок. А ведь когда-то здесь была тайга, дремучая и, казалось непроходимая. Ничего, прошли. Построили. И станцию, и школу, и жилые дома. И памятник, памятник тому, кто навечно останется в сердцах многих людей.
Александр Михайлович Кошурников родился 13 марта 1905 года в селе Харабали, Бывшей Астраханской губернии в семье строителей железных дорог. В Сибирь семья Кошурниковых приехала в 1913 году, здесь и начал свою учёбу Саша Кошурников, поступив во второе реальное училище, а затем в гимназию. В 1923 году Александр Михайлович поступил в Томский технологический институт на инженерно-строительный факультет. По окончании института Александр Михайлович начал работать в г. Новосибирске в Сибжелдорстрое в группе технических изысканий в должности начальника изыскательской партии, с 1935 года Кошурников перешёл на строительство железных дорог. На строительстве линий Рубцовка – Риддер Кошурников работал сначала в должности строй мастера, затем прораба, инженера участка и старшего инженера технического отдела. По окончании строительства этой линии Кошурников работал на строительстве линии Синарская – Челябинск.
15 ноября 1939 года, получив достаточный опыт по строительству железных дорог, Александр Михайлович вернулся на проектно – изыскательскую работу в Сибтранспроект. Здесь в Сибтранспроекте развернулась большая инженерная деятельность Александра Михайловича по изысканиям и проектированию железных дорог. В должности начальника партии он работает на таких больших линиях, как Тайшет – Киренск, Новокузнецк – Абакан, Барнаул – Калунда, Янаул – Шадринск и других. А в 1042 году под руководством Александра Михайловича развернулись полевые работы на вариантах линии Абакан – Тайшет.
Строительство посёлка.
27 апреля 1958 года на место будущей станции Кошурниково во главе с прорабом Владимиром Гладским прибыла первая группа строителей. Вот они, самые первые, прыгают с машины, набирают в ботинки снег и осматриваются вокруг:»Здесь будет станция»!
Тогда, в 58-ом, он был просто Володей, прораб Володя Гладский, это он привёл на место будущей станции Кошурниково первых 14 человек. Тогда, в 58-ом, Четырнадцать человек – это был только первый десант. Потом прибыло пополнение – 241-ый строительный поезд. По зову партии и правительства на стройку приезжали комсомольцы Марийской АССР, Брянской, Кировской, Ленинградской, Горьковской и других областей. Самые разные и совершенно незнакомые, они вдруг стали близкими друг другу. Их породнило дело!
Первым, что нужно было сделать – это вырубить лес и кустарник в том месте, где будет построен посёлок. Для его постройки была выбрана возвышенность, напротив поселения Авто городок за рекой Джебь. Первые работы по строительству проводились рабочими СМП – 241, начальником которого был инженер Русаков. Непосредственное руководство же осуществлял прораб Александр Афанасьевич Невский, чьим именем впоследствии была названа одна из наших улиц. Тяжело больной он работал на станции как вол, строил дома и всё время повторял, когда ему советовали подлечиться: «Забудьте, что я больной. Мне работа - лучше лекарства». Вскоре он умер. Но имя его не забыто, да и старожилы хорошо его помнят. А вторая улица – Комсомольская была названа так в честь Марийских комсомольцев.
Вместе с жилыми домами строились также магазины, школа, детский сад, ясли, амбулатория, интернат, клуб.
С вводом в действие Южно-сибирской магистрали на станции Кошурниково были созданы такие предприятия Министерства путей сообщения как оборотное Депо, ПТО, 29-ая дистанция пути, тяговая подстанция, ПЭЦ, дом связи и другие.
После того, как была проложена железная дорога, были построены первые дома, школа, больницы на станции Кошурниково, начали возникать новые поселения, связанные с добычей полезных ископаемых, заготовкой леса, строительством.
В 1964 году началось строительство посёлка городского типа Краснокаменска. Само его название говорит о том, чем занимались и продолжают заниматься его жители – это добыча железной руды.
В 1968 году началось строительство посёлка Нижний Доманский. Жители сохранили воспоминания о том, почему он так назван. В конце 60-ых годов в одну из вёсен разлилась наша небольшая речушка Джебь и затопила жилые дома, мост. А в те времена была жива память об историческом событии, связанном с конфликтом России и Китая на о. Доманском, который был впоследствии затоплен. Один из жителей сказал: « Затопило, как Доманский». Так осталось это название и по сей день. Здесь была строительная площадка ПМК.
С 1071 года началось строительство леспромхоза Нижне-Кизирский, впоследствии названного верхний Доманский, так как строительные работы вёл ПМК. Мощность леспромхоза составляла 500 тысяч кубометров.
В начале 70-х годов началась и прокладка шоссейной дороги в сторону реки Шинды. Пробивали её военные, и считалось, что она была дорогой стратегического назначения, ведущая в Монголию.

















История поселка

Биография А.М. Кошурникова

К.А. Стофато, А.Д. Журавлев



 

662951 Красноярский край, Курагинский район ул. Невского, 14, (     28-2-48,  

pu79kosh@rambler.ru

Hosted by uCoz